РАДОСТЬ БЛИЗОСТИ К АЛЛАХУ ПОСЛЕ ОТДАЛЕНИЯ ОТ НЕГО
Ибн аль-Каййим (رَحِمَهُ الله) сказал:
«К величайшим разновидностям Его благодеяния и доброты в предопределении грехов относится и то, что Всевышний Аллах даёт рабу Своему вкусить страдание, причиняемое завесой между ним и Господом, отдалением от Него и потерей ощущения близости к Нему, дабы испытать Его. Если человек будет доволен своим положением и душа его не будет требовать возвращения в прежнее положение близости к Аллаху, а успокоится и удовольствуется близостью не к Нему, то очевидно, что он не пригоден для близости к Нему. И Всевышний отводит ему место, подходящее для него.
Если же он будет отчаянно звать на помощь и обращаться к Нему с мольбами, как поступает оказавшийся в безвыходном положении, понимая, что в действительности он лишился своей настоящей жизни, и с жаром взывать к Господу своему, прося вернуть ему то, без чего ему нет жизни, то становится очевидным, что он заслуживает близости к Аллаху. И Он возвращает ему утраченное, в котором он больше всего нуждается, и он испытывает огромную радость и блаженство, ощущая полноту пришедшей к нему милости. Понимая ценность обретённого, он крепко держится за дарованную ему милость. Положение его подобно положению того, кто потерял свою верблюдицу, на которой были его еда и питьё, в гибельной пустыне, а потом нашёл её после того, как смерть уже стала казаться ему неизбежной. Как много значит для такого человека обретённое!
У Аллаха есть тайны, проявления мудрости, и Он напоминает о чём-то и знакомит с чем-то Своего раба так, что человеческий разум не постигает это. Когда раба Аллаха постигает отчуждённость и отдаление от Него после близости к Нему, и его обжигает пламя этой отдалённости после радости близости к Нему, то душа его начинает скучать по былой близости к Нему. Она начинает стонать и сокрушаться и искать приближения к Тому, Кто незаменим для неё, особенно когда вспоминает о Его доброте, благоволении, заботе и о близости к Нему. Эти воспоминания не дают ей покоя.
Если же душа его отворачивается от Него и не стремится вернуться в прежнее своё прекрасное положение, и не ощущает своей потребности в Нём и не чувствует необходимости вернуться к Нему, то обладатель этой души — из тех, кто, если отсутствует, его не спохватываются, если убегает, то его не стараются вернуть, а если совершает преступление, то его не стараются вразумить. Это души, которые недостойны близости к Нему. Достаточно отвернувшемуся от Аллаха этого лишения. Это грех, в котором заключается и наказание за него».
Мифтах дар ас-саада; Избранное, 3/344-345. t.me/chitay_qoran